ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР ЗА ОБЬЕКТИВОМ ФОТОКАМЕРЫ

23 декабря в Музыкальном театре в рамках программы ╚Вернисаж в фойе╩ состоялось открытие персональной выставки работ известного фотохудожника Марины Свининой.

Искусство фотографии особое, оно совершенно не терпит фальши, поскольку камера фиксирует мир реальный. Но Марина преображает его так, что фотография становится окном в мир потусторонний. Точнее - мир сновидений. Происходит невозможное - материализация сна. Марина говорит, что мы проживаем две жизни. Одну жизнь наяву - рождаясь, взрослея, старея и т.д. Другую жизнь мы проживаем во сне. Шри Ауробиндо писал, что события, происходящие во сне, - несомненная реальность, в своей основе более глубокая, чем обычная. Ничего из того, что нам снится, не является случайным. У каждого человека есть свои личные коды, свои тайные знаки и символы снов. На фотосновидениях Марины запечатлены обязательно замкнутые пространства: колодец двора, подвал, уродливые развалины - что угодно. Знакомый многим мотив неизбежности, ощущение давления, сжатого воздуха. Небо и солнечные лучи появляются здесь только в проеме окна. Модель - в этой роли успешно выступает одна и та же женщина - она в этой серии представлена в совершенно разных ипостасях: от изломанной  женщины-вамп до нежной девушки-мечты, и в этом таинство человеческого преображения во сне. С недавнего времени на фотографиях Марины появились бесполые андрогины - странные продукты мегаполиса. И еще - загадочные люди в масках.

А вам никогда не снились люди без лица? Про то, как трудно человеку снять маску, то есть выйти из привычного поведенческого стереотипа, хорошо писал Андрэ Моруа. Еще лучше об этом сказано у Максимилиана Волошина, которым увлекается Марина: ╚Маска - это как бы духовная одежда лица... Способность лицом говорить правду и ее скрывать развиваются одновременно... С другой стороны, маска является убежищем, раковиной... Мы одеваем маску, как платье, как шляпу, как перчатки╩ (╚Лики творчества╩). Я вспомнила крупнейшего теоретика кино сороковых годов Белу Балаша, изучавшего физиогномику актерских лиц. Он говорил о том, что истинное лицо скрыто еще за двумя лицами-масками. Одна маска у каждого человека есть для внутреннего пользования, вторая, социальная, - для других. Парадокс в том, что даже зеркало не в состоянии показать человеку его истинное лицо, потому что смотрящийся на себя в зеркало, а тем более сидящий перед объективом фотокамеры, автоматически одевает маску и делается таким, каким ему хочется себя видеть. Марина предельно укрупнила эту ситуацию: на ее работах люди прячут лица за настоящими масками. Правда, как говорит Марина, маски с закрытыми глазами дают фотографиям нехорошую энергетику. Пришлось открыть им глаза...

Множество нераскрытых тайн и параллельных миров открывает нам Марина в этой своей новой, очень мощной, концептуальной серии. Сходите на эту выставку, не пожалеете!

Ольга Савина.
╚Вечерний Иркутск╩, 1993, 20-26 декабря.