СНОВИДЕНИЕ НАЯВУ
Фотохудожник ≈ что это, профессия, призвание или крест? Глядя на работы Марины я решила для себя, что для нее это ≈ выход. Выход в другую плоскость, иное пространство, где царят Красота, Творчество и тот Великий Смысл бытия, постижение которого ускользает от нас в ежедневной сутолоке буден.

Для меня Марина Свинина ≈ не просто давняя знакомая, встрече с которой я всегда радуюсь больше, чем любому дорогому подарку. Для меня это человек, чье творчество составляет некую ауру Иркутска. Загадочную, сильную, непостижимую... Знаете ли вы тот Иркутск, где в свете желтых фонарей старые дома вдруг кажутся театральными декорациями, когда тихий день и мягко светящиеся окна вдруг начинают оплывать печальной музыкой и запах березовых истопленных дров заставляет остро сжиматься сердце в предчувствии неясной тоски? В такие моменты хочется, забросив все свои дела и заботы, бродить бесцельно по старым иркутским улочкам, вглядываясь в незнакомые окна, лица, корявые ветви деревьев, в истертые завалинки осевших домов. Если Вы знаете этот Иркутск, то для вас, как и для меня, он ≈ больше, чем просто родной город. И тогда Вы ≈ благодарный и желанный зритель на выставке Марины Свининой. В эти рождественские дни ее выставка работает в здании нового Музыкального театра. Перед вечерним спектаклем в фойе зажигается свет, оркестр под управлением Льва Касабова начинает свой небольшой концерт и... оживают на стенах необыкновенные работы Марины. Они, как дети, оторвавшиеся от родителя, начинают жить своей жизнью ≈ особой с каждым новым зрителем.

Это ≈ третья персональная выставка художественной фотографии Марины Свининой в Иркутске (не считая тех 16-ти коллективных, которые проходили в городе с 1979 года). Не так давно участвовала Марина и в международной выставке ╚Фотографирует женщина╩, состоявшейся в Рязани. А в этом году творческая конференция ╚Молодость. Творчество. Современность.╩ второй раз назвала М.Свинину своим лауреатом, первое лауреатство она получила еще в 1987 г.

Марина, говорят, ты получила в качестве первой премии на конференции крупную денежную сумму ≈ 100 тысяч рублей. Как ты ими распорядилась, если не секрет?

Не секрет, этими деньгами я оплатила путевку своей дочери в детский международный лагерь. Краеведческий музей, где я сейчас работаю, не располагает достаточными средствами, чтобы помогать родителям...

Кстати, Марина, имеешь ли ты хоть какой-нибудь ╚доход╩ от своих выставок?

Конечно же нет. Дело в том, что выставочная работа со стороны художника ≈ чистой воды благотворительность. Выставки не приносят ничего, кроме морального удовлетворения, а организация ее стоит где-то полмиллиона. От помощи я бы не отказалась, но просить или организовывать, пробивать ее ≈ не в моих правилах. Или я просто не умею это делать. Я привыкла все делать сама, своими руками. И даже думаю, что если бы вдруг все оставили меня, я бы все равно справилась. Просто на это уйдет больше времени, сил...

Обычно выставки имеют свое название или ╚девиз╩...

На этот раз короткого названия, как такового, нет. Есть строки французского поэта Эжена Гильвика, как мне кажется, точно передающие внутренний настрой моих работ:

Только туда, где была пустота,
Пропитанная ожиданьем,
Где кто-то был одинок,
Изнывая в ожидании
и пустоте,
Где стыло нагое пространство,
Продутое бессмысленным ветром,
Прилетевшим из пустоты,
Только туда, где кто-то
Рвался за пределы мирка,
Наполненного ожиданием
И пустотой, и бессмысленным ветром,
Только туда, где кто-то нашел
Силу, которая в силах
Стать отрицанием ветра, -
Только туда другие придут,
Чтобы изгнать пустоту...

Расскажи немного о своей работе...

Та реальность, которую я создаю в своих фотографиях ≈ реальность моего внутреннего мира. Фотографическая запись отражения окружающего нас мира идет не от объективности (хотя, казалось бы, в руках у меня камера, объектив), а со стороны творчества. В этом случае творческий процесс фотографии становится сродни творчеству художника, музыканта.

...Я иногда просыпаюсь с мыслью, что мы, проживая свою объективную, реальную жизнь, существуем одновременно в двух пространствах ≈ в пространстве  сновидений, где внутреннее наше ╚я╩ развивается и живет своей жизнью, и общественное ╚я╩, которое заполняет видимый пласт нашего существования. Так вот, фотография в этом смысле ≈ это ино-реальная история бытия моего второго ╚я╩ и моих друзей, наверное. Ведь они тоже принимают участие в моем сновидении наяву.

Почему ты ╚выставляешься╩ в театре? Тем, кто пришел на спектакль, конечно, хорошо. Они бесплатно получают еще и возможность побывать на твоей выставке. Но ведь попасть ╚просто╩ на выставку почти невозможно...

Я очень люблю иркутские театры и думаю, что это одна из самых приятных сторон в этой благотворительной выставочной деятельности, которую мы вынуждены вести. Это просто прекрасно, что в Иркутске всегда можно ╚выставиться╩ в театре ≈ в любом! ≈ и они предоставляют свои пространства с удовольствием, ничего не требуя за аренду.

Поскольку у меня с театром связано лет 15-20 жизни, я вообще считаю иркутские театры самым родным и любимым местом в городе.

Думаю, что мои многолетние занятия театральной съемкой наложили свой определенный отпечаток на мою работу, дали новый толчок моему творчеству. Ведь сам процесс съемки так похож на театральный репетиционный процесс ≈ модель, костюм, бутафория, грим. Работа фотографа с моделью ≈ как работа режиссера с актером. Впрочем, все это вы можете видеть сами в моих работах.

Марина, есть у тебя в активе какие-то серьезные предложения? От кого?

Мои работы приглашены на персональную выставку в Германию. Пока для меня это нереально. Оплачивается только выставка работ, транспортировка и т.д. Но я хочу своими глазами видеть, как будет оформлена выставка, как люди будут реагировать на мои работы, какая будет отдача, отзывы, как все это будет подано. Но опять все упирается в средства. В средства на мою поездку.

А Союз фотохудожников?

Наша организация еще очень молодая, неразвитая в финансовом отношении. Так что надеяться нужно только на себя, на свои силы...

Добавлю от себя: и на силу своего творчества, Марина!

Л. Бутакова.

╚Земля╩, 1994, 3 января.