НОВЫЕ "МЕТАФОРЫ" МАРИНЫ СВИНИНОЙ
В Иркутском городском музее открылась выставка фотографии Марины Свининой, названная лаконично - "Метафоры".

Поклонники и друзья собрались на этот вернисаж. После некоторого количества речей все разошлись по коридорам, чтобы хорошенько рассмотреть новые работы. Как объясняет сама Марина, экспозиция - это несколько ситуаций, представленных, в развернутом виде.

...Одна из них условно может быть названа как германская. Мастерская художника, окруженного гипсовыми изваяниями, копиями античных скульптур. Сквозь разбитое стекло оконной рамы смотрят невидящие гипсовые глаза, глаза вечности. Безмолвные боги, богини - Афродита, Деметра, Гера? Совершенные линии, отточенные профили. Туники, складками ниспадающие с плеч древних красавиц Афин, Спарты, Рима. В их изысканном обществе - живой мятущийся художник, во плоти и крови. Кто он? Пигмалион, влюбившийся в свое творение? Бунтарь, которому осточертело ремесло? О чем рассказывают обломки разрушенной статуи? Художник, кстати, сильно напоминает образ Христа... Метафора первая.

Вода и земля - буквально: почва под ногами. Растрескавшаяся, или подернутая вязью мха, или напоминающая обгоревшее дерево. Неисчислимые узоры природы. "Когда б вы знали, из какого сора..."

Метафора третья - затонувший чайник. Его уже затянуло тиной, илом, он накренился и врос в дно, скрывая свою, лишь ему известную, историю. Когда-то он символизировал домашний уют, собирал за столом семью, поил, угощал. Был свидетелем драм и торжеств. Как он оказался здесь? И кто он? Чайник? "Титаник"? Но вот попробовали его поднять - и забурлила над ним вода, запузырилась, воображая себя стихией... Метафора третья.

А вот две остриженные под ноль девушки, похожие на новобранцев или на певицу Жанну Агузарову. Лица их выбелены и размалеваны, как лица шутов. Одежды графичны: черное и белое. Они ютятся под днищем лодки, ползают по каким-то железякам, напоминающим детскую площадку после боя быков, что-то пытаются нам изобразить... Что? Нашу суету и извечную погоню за миражами мира сего? Метафора четвертая.

В том, что все это нужно понимать совсем по-другому, я больше чем уверена. Приди и восприми. Осмысли и отыщи адекватное словесное выражение. Реши образы, как ребусы. В конце концов, метафоры на то и метафоры, чтобы каждый пришел, увидел и разгадал их по-своему...

Любовь Сухаревская.
"СМ Номер один", 1998, 18 июня.