ВЫСТАВКА В БАЙКАЛ-БИЗНЕС-ЦЕНТРЕ
12 февраля в Баикал-Бизнес-центре открылась выставка фотохудожника Марины Свининой. Припоздала на открытие, звоню художнику √ узнаю, что выставка продлится еще месяц. Извиняюсь за беспокойство и "если что" - будущие звонки, в ответ слышу: "А вопросы будут!"
ВИДЕНИЕ.
Посещение с предостережениями
Делу вкуса служат множество профессий. Но у всех его составляющих (вкуса еды, одежды и прочего) есть более высокое и цельное значение ≈ взгляд, видение. Искусство фотохудожника в том, чтобы "поймать" главное, убрать из кадра ненужное. Искусство Свининой не без того, но часто она и привносит в кадр свое - искусственное. Так получается, что ее видение становится Видением. Е╦ фотографией. Вот к этому слову и относится первое предостережение художника: " То, что ты увидишь - это фотографии".
КАЛЕЙДОСКОП
Моего звонка за разъяснениями еще не было и поэтому
позволю себе все домыслы о виденном. Первое впечатление - некоторая деланность, искусственность. Создана зеркальность некой цветной формы. Смотрю ближе. Форма эта как расщепл╦нная слюда или расколотый мрамор, и обе части вживлены в похожую цветную палитру. У Марины нет к фотографиям названий. Для меня в этом признак движения, незастывшести. Вспомнилась игрушка-калейдоскоп с цветными стеклышками. Такое детское понимание "Остановись, мгновенье" ≈ долго присматриваешься, поворачиваешь, выбираешь замысловатый рисунок - замри! Чуть дрогнет рука и рисунок перетечет в другой. Вce видели. Свинина же сфотографировала.
Только сейчас, проговорив о "незастывшести" картин, поняла их фотофокус. Они оживились и потому, что художница сделала эту непонятную цветовую фактуру зеркальной, т.е. привела ее к подобию человеческого лица, или маски. А если мысль о природных масках вас осенила к концу первого ряда картин, то вы вздрогните у начала второго.
ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Не решилась бы предложить эту подпись к этим работам, но ведь всегда ориентируешься на знакомое, тем более на знакомые лица ≈ Александр Демчишин и Ольга Румянцева ≈ театр "Дap". И здесь они играют. Впрочем, слово "играют" будет слишком динамичным. Здесь же именно маски, а не роли. Эту серию фотографий могу назвать ╚скульптурной╩. Всеми средствaми ≈ гримом, позой, костюмом Пьеро и Коломбина "делаются" гипсовыми. В кадре присутствует то, что я давно обозвала "символикой горожанина": узнаваемые фрагменты города. Или неузнаваемые, но города, причем, нашего - барочного. Вот пример. Полуразрушенная стена (кирпичной, основательной кладки), в проеме стены девушка, нет - уже фурия , и всякие искусственно привнес╦нные предметы - гипсовая маска, черный зонт - они ничего не объясняют, но добавляют надрывности. В работах много композиции, мастерства светотени (снимки черно-белые); художник может сделать лицо то абсолютно плоским, картонным, то выпуклым, как шар.
Перестаю пересказывать изобразительное. Хватит о том, что можно увидеть. У всех будут свои вопросы. Я предлагаю свои: где в Иркутске художник наш╦л античные колонны; почему в е╦ фотографиях с ╚масками╩ нет звука; найдите на выставке картину с возможным названием "Русская античность".
Последний взгляд на фотографию головокружительную, в прямом смысле слoва. Сначала ищете центр - навстречу идет девочка. Это центр-вспышка, светлая точка (точка-дочка). Мы ушибаемся о центр лбом и запоминаем. Вc╦ остальное со свистом проносится мимо. Фон размыт и стремителен. От этой фотографии оглядываюсь на всю выставку и понимаю, что ею придуманный покой нам только приснился. Такое видение.
Зоя Дубровина, 1999г.