ИСКУССТВО ВИДЕТЬ "ПО ТУ СТОРОНУ"

Художник Марина Свинина категорически не согласна с утверждением, что есть искусство мужское и женское. ╚Созидать может только целостное начало, - считает она. - Если женщина - это чувства, интуиция, то мужчина - логика, форма. Способность воспринимать и облекать в форму есть единство женского и мужского начал. Бесформенная женственность неинтересна, как и лишенная интуиции мужественность╩.

Экспозиция фоторабот Марины Свининой (выставочный центр им. В.Рогаля) под общим названием ╚Обитель сновидений╩ обращена в ретроспективу и ≈ одновременно ≈ в будущее. Собственно ╚Обитель╩ (1993≈1995гг.) ≈ это большая постановочная серия, посвященная русской поэзии Серебряного века, которая неоднократно выставлялась в России и за рубежом. Новый этап творчества художницы представлен серией работ, которую условно можно назвать ╚Лики Бытия╩.

≈ Современные люди разорвали пуповину, связывающую их с природой. Мы видим лишь то, что на поверхности, так называемую грубую материю. С недавнего времени я начала развивать в себе способность видеть тонкие миры. В этих работах ≈ попытка воплотить их в фотографии, ≈ говорит Свинина.

По словам художницы, фотография ≈ искусство, самим Богом предназначенное для работы в этом направлении. Если художники-живописцы, Рерих к примеру, разрабатывали специальные краски, чтобы усилить звучание тонких миров в своих работах, то фотография ≈ это изначально магическое искусство. Взаимодействие света и серебра в фотографии обладает таинственной способностью передавать и сохранять в своей материи информацию о том, что происходит за гранью видимого мира: аура, энергетические нити, феномен кирлианового свечения...

≈ В любом кусочке материи, ≈ говорит Марина, ≈ будь то камень, капля росы или упавший лист, спрессована магическая сила... И каждая вещь пронизана бытием. Бурятские шаманы считают, что после смерти людей, их души уходят в камень, воду, природу. И женщины ╚просят детей╩ на особых местах силы. Попробуйте всмотреться в воду, и, может быть, сквозь нее проглянет чей-то лик... Все в природе наполнено и исполнено смыслом. Любой камень поведает тебе больше, чем все философские системы, самый заурядный предмет обихода откроет тебе сокровенное... Древние люди были единым целым с окружавшей их природой, не разделяли ее на живую и мертвую. Они владели искусством проникновения в тайную жизнь природы. Индейские племена при помощи созерцания природных явлений устанавливали контакт со своим подсознанием.

Подобные практики использует в своем творчестве и Марина Свинина:

≈ Я подолгу всматриваюсь в камни, воду, деревья, траву, листья, песок... ≈ рассказывает она. ≈ Всматриваюсь с мыслью, что в каждой песчинке, каждом камне, луче света ≈ магическая сила. Если моя энергия резонирует с этой силой ≈ тогда они преображаются, начинают пульсировать и излучать таинственные потоки энергии. И в этот момент ты открываешься миру. а мир открывается тебе...

Следующий раздел выставки ≈ портреты и обнаженная натура. Хотя портретами эти работы можно назвать очень условно:

≈ Когда я работаю с моделью, я меньше всего думаю о том, как показать ее повыгоднее, поэффектней: моя задача ≈ увидеть духовный план. А он практически не имеет внешних признаков. Я верю в перевоплощение, в реинкарнацию, в то, что мы существовали всегда. Все люди способны очень точно вспомнить все, что с ними когда-либо происходило в предыдущих жизнях.

Возможно, эта прапамять прорывается в работах художницы. Может быть, поэтому обнаженная натура выглядит в работах Свининой совершенно бестелесной, бесплотной. Это впечатление усиливают древние рунические (а может быть, каббалистические?) символы, которыми расписаны тела моделей.

≈ Кстати, ≈ рассказывает художница, ≈ очень часто модели потом не могут отождествить себя с тем, что выходит на фотографии. Смотрят на свое изображение и говорят о себе в третьем лице: ╚она╩...

Возможно, многие зрители, посмотрев работы Марины Свининой, смогут обнаружить и в себе скрытые метафизические способности видеть ╚по ту сторону Бытия╩.

Елизавета Старшинина.
╚СМ Номер один╩, 2000, ╧59, 29 марта.