МАРИНА СВИНИНА - ТАЛАНТ, ПОМНОЖЕННЫЙ НА ИНТУИЦИЮ

Фотография сейчас стала доступна как никогда. В любом магазине можно купить ╚мыльницу╩ и щелкать себе в удовольствие, пополняя домашние архивы. Наверное, каждый пятый может смело назвать себя фотолюбителем. Но есть люди, для которых фотография превращается не то чтобы в увлечение, а в профессию. Они изводят километры нервов и пленки, добиваясь мастерства и признания, чтобы с гордостью носить редкое и почетное звание фотохудожника. Сколько их в городе? Можно пересчитать по пальцам. А и того меньше фотохудожников-женщин. Точнее сказать, она одна - Марина Свинина.

От химических приборов до фотоаппарата ╚Смена╩

Поэт Николай Гумилев говорил, что детство у художника должно быть или очень счастливым, или очень несчастным, но никак не посредственным, серым. Ведь все мы родом из детства... Каким было оно у Марины Свининой?
≈ Я родилась в учительской семье, первый год жизни провела под учительской партой, в игре с химическими приборами. Вскоре отца назначили директором краеведческого музея, и мы переехали в Иркутск. Пока не давали жилья, наша семья ютилась в одной из башенок музея. Будучи уже взрослой, я зашла в эту крохотную комнатушку и так и не смогла понять, как умещались там пять человек. Детские годы прошли в археологических экспедициях. Во мне рано проснулось слово, начали рождаться стихи, возник поэтический ритм. Мир стал восприниматься на звучание, я интуитивно училась различать вибрации. Именно в этот период, в 6≈8 лет, началась настройка. Она происходит с каждым, кому по судьбе уготовано быть творческой личностью. Посвящение в творцы проходило мучительно и сложно: тебя пропускают через акт рождения, в какой-то степени и через акт смерти. Сознание людей в те годы было жестко материалистическим, и некому было объяснить, что душа человека бессмертна, а детских интуитивных знаний не хватало. Отсюда ≈ боль и страх.
≈ А с чего началось ваше увлечение фотографией?
≈ Я в детстве общалась в основном с мальчишками и разделяла их увлечения. Когда все стремительно бросились фотографировать, то и я с ними заодно. Но мальчишки вскоре это занятие бросили, а я живу им до сих пор. Фотография требовала другого восприятия мира, и с 16≈17 лет я стала приучать себя мыслить визуально, ╚картинками╩.

╚Остановись, мгновенье, ты прекрасно!╩

Профессия фотохудожника достаточно редкая. В Иркутске мастера в области творческой фотографии появляются раз в десять лет! Потому что:
≈ В фотохудожнике должны сочетаться две диаметрально противоположные черты ≈ внешняя активность и внутренняя тишина, способность к накоплению материала. Максимально короткая выдержка на моем фотоаппарате ≈ одна восьмитысячная доля секунды. Задача фотохудожника ≈ щелкнуть именно в то единственно возможное мгновение, когда фотография будет сделана по законам Вселенной: то есть смысл будет совпадать, выступать в гармонии с композицией. Мои мышление и интуиция должны развиваться таким образом, чтобы я могла предугадать эти мгновения. Поэтому фотохудожник должен быть личностью многогранной, постоянно расширять диапазон взаимоотношений с миром, пространством, людьми, другими видами искусства.
≈ Что вам интереснее всего снимать: театр, людей, природу?
≈ Мне интересно все в многообразии и синтезе, но в последнее время я хожу по узким коридорам, тщательно укрепляя их стены √ прорабатывая навыки в узком спектре фотографического мастерства. Вот уже год, как я не снимаю театральные спектакли, есть желание поднять архив и сделать театральную выставку. Недавно закончила очередные съемки, в сентябре планирую провести выставку, на которой будут представлены только портреты. И это должно быть не скучно, планетарно интересно, зритель должен онеметь от того как Человек прекрасен, глубок, разнообразен! Это своего рода гимн Создателю через человека.
≈ Мне кажется, что в основном вас привлекает природа...
≈ В основе всего лежит информация. В последние годы я именно природу воспринимаю как источник, основу информации. Очень насыщены энергетически и информационно вода и камень. Они многое воспринимают, впитывают, могут передать человеку.
≈ Актеры говорят, что все роли для них как дети. Вы можете то же самое сказать о своих работах?
≈ Да, они все для меня как дети. Но они не полная моя собственность ≈ у них своя вертикаль; они "задуманы свыше", а меня используют как "передатчик". Для меня работа случилась, когда я понимаю, что мои фотографии стали самостоятельными, когда я от них свободна и они от меня свободны. Выходя на зрителя, они обретают свою судьбу. Если же фотографии долго лежат никому не нужные, не выставляются, то они заболевают, уходят в депрессию, их нужно лечить, восстанавливать.

╚Чем больше дано, тем больше и спросится╩

Что и говорить, люди творческие отличаются от обывателей. И не только своей яркостью, непосредственностью, неординарностью, но и чрезмерным порой эгоизмом, безответственностью, грубо говоря, пофигизмом. Их терзают странные противоречия: с одной стороны, они страдают от голода и холода, с другой ≈ не могут творить в достатке. Почему так?
≈ Говорят, что художник не должен быть сытым. Вы с этим согласны?
≈ Это проблема всех времен и народов. Кажется, Ван Гог или кто-то из той плеяды художников был вынужден писать на собственных штанах, потому что на холст не было денег. Самая большая для художника необходимость ≈ творить. И поэтому он всегда должен быть сыт материалами.
≈ Почему же случается такое, что художник приобретает славу, деньги ≈ и у него исчезает вдохновение, он перестает творить или же начинает повторяться?
≈ Почему люди так тянутся к известным и талантливым личностям? Да потому что творцы ≈ мощный источник энергии и информации, обыватели начинают вампирить, высасывать из них эту энергию. Наверное, поэтому и иссякает в творцах талант. Но творческий человек не должен привыкать и к голоду, это отражается на тематике и энергетике работ, в итоге искусство становится больным.
≈ Творцы часто грешат тем, что снимают с себя всю ответственность за свои поступки, мотивируя это своей избранностью...
≈ Чем больше дано, тем больше спросится. Чем масштабнее талант, чем гениальнее человек, тем он более ответствен за свои поступки ≈ перед Богом, перед людьми, перед собственными произведениями... Любой творец несет тройную ответственность: как художник, как человек, как носитель божественного дара, который он должен отдать людям. Ведь он связующее звено между людьми и Всевышним.

Ребенок и произведение искусства ≈ равноценны

Марина Свинина воспитывает двух дочерей ≈ Александру и Ольгу. Между ними разница в год. Старшая пошла по материнским стопам ≈ учиться в Москве на фотографа. Младшая хотела бы изучать иностранные языки.
≈ Материнство как-то влияет на ваше творчество?
≈ Материнство очень важно для любой женщины. Кто-то из мужчин даже сказал, что мужчина творчеством восполняет то, что женщине дано природой ≈ выносить и родить ребенка. Ребенок равноценен произведению искусства. Нужно осознавать, что женщина ≈ проводник неба в этом отношении. Жалко, что не то что мужчины, но и даже не все женщины понимают, к какому чуду они прикасаются через рождение ребенка. И этот опыт ≈ вынашивания и рождения живого существа ≈ богатейший для любой женщины, а особенно для женщины творческой профессии. И дети и творчество воспитывают в человеке чувство ответственности. В то же время, мне дети не давали быть ╚слишком взрослой╩. Учили не терять чувство новизны в восприятии мира.
С дочерьми Марина объехала полстраны. С пятилетнего возраста она путешествовала с ними, тем самым пополняя их души новыми ощущениями и познаниями. Впечатления, полученные через восприятие детей, по словам Марины, богаче, тоньше и ценнее.

╚Как много еще не сделано!╩

В общении Марина Свинина человек эмоционально сдержанный, словно постоянно находящийся в состоянии медитации. Где-то я читала, что творцы всегда бледнее своих произведений. Тут как раз тот редкий случай, когда человек соответствует своим работам. Она так же интересна, необычна, многопланова, философична, а порой и непонятна, как ее фотографии. Пространство ее фотокартин ≈ энергетически насыщенное, а она сама ≈ человек богатый энергией и интуицией. Ей дано видеть то, что недоступно большинству из нас, ≈ тонкие планы, нематериальную суть вещей. Но умеет она и разглядеть и в обычном, будничном - чудо, сказку, волшебство. Все для нее наполнено смыслом. Ее архив, состоящий из пленок, ≈ метр на метр шириной и два высотой. Но из всего множества отснятых фотографий лишь сто работ она считает достойными того, чтоб называться "художественными произведениями".
 ╚Как много еще не сделано!╩, ≈ говорит Марина Свинина.

Алена Богатых.
╚СМ Номер один╩, 2000, 4 августа.