ЛИЦО ЧИТАТЬ КАК КНИГУ

У Марины Свининой ≈ очередная выставка. На творческой лестнице известного фотохудожника эта ступенька, последовавшая за выездами за рубеж и в крупные города, кажется поворотной, настолько не похожа она на предыдущие.

Галерея психологических портретов ≈ так назвала выставку специалист музея Надежда Куклина. Расположилась она на третьем этаже мастерской художника Рогаля. Черно-белые, выразительные лица, снятые крупным планом, порой поддерживаемые столь же выразительным жестом руки, порой срезанные, как бы не вместившиеся в пространство фотобумаги. Лица, которые хочется назвать ликами ≈ такая глубина проникновения в саму суть человека.

Марина Свинина, увлекающаяся формальными изысками, постановочными, символическими съемками, вдруг на четыре месяца, с мая по сентябрь, ╚пошла в народ╩, со свойственной ей скрупулезностью и методичностью погрузилась в работу с живой, подвижной, разнородной человеческой натурой. Не с актерами, которых она в свое время снимала в театре, а с простыми жителями Иркутска, объединяет которых только своя, еврейская культура.

≈ Откуда это стремление?

≈ Точно ответить не могу, ≈ призналась Марина журналистам. ≈ Может быть, по божественному замыслу, который нас ведет? Благодарность огромная международному благотворительному еврейскому фонду ╚Джойнт╩ ≈ впервые моя выставка профинансирована. Она в двух экземплярах, один будет собственностью Иркутского еврейского культурного центра, второй поехал в Красноярск, в Сибирский центр ╚Джойнта╩. Планируют провести ее по городам Сибири и Европы.

≈ Получила ли удовлетворение от этой работы? ≈ спросила я Марину.

≈ Да, это было как путешествие в глубь древнейшей человеческой культуры и в космос человеческой души. Приходилось отбирать строго ≈ я была ограничена материалами. И я понимала, что перед придирчивыми зрителями буду отвечать за содержание каждого лица более, чем тот человек, которого я снимаю, отвечает за свою жизнь. В обычном человеке раскрыть личность, развернуть и угадать главное, сокровенное ≈ работа нелегкая. Тут главное ≈ глаза. Вот если засветились тебе навстречу, тогда возникшее доверие может вывести на такие глубины, о которых и не мечталось. Лицо можно читать, как книгу, за каждой морщинкой и складкой ≈ движение судьбы.

На открытие выставки пришли члены еврейской общины, те, кого Свинина избрала для портретов. Сравнение ╚оригинала╩ с художественным изображением впечатляло. Похоже ≈ и нет. Только таланту под силу так повернуть простое, ничем в толпе не примечательное лицо, чтобы оно вдруг привлекло нас необыкновенным внутренним светом, силой характера, теплом доброты или мукой пережитого. А дети ≈ тайной будущего.

Вот как эта девочка-подросток, Кристина. В благодарность фотохудожнику она сыграла на рояле экспромт собственного сочинения в духе Рахманинова ≈ Скрябина. У нее, оказывается, записан на кассете целый цикл экспромтов, которые она играет по наитию, под впечатлением классической музыки, после окончания музыкальной школы N 7. Кто знает, может быть, на портрете будущая Губайдулина или Николаева? Композитор высокого класса?

Марина Свинина предложила и для других культурных центров выполнить галереи портретов. Проникновение в иную культуру сближает людей, считает она.

≈ Давайте смотреть друг другу в лицо, в глаза, ≈ произнесла Марина, обращаясь к собравшимся в зале. ≈ Мы созданы, чтобы любить друг друга, нам дана бессмертная душа, и не надо наносить вред тому единому Богу, которого слышали и возвещали Моисей, Христос, Магомет, Будда. Религиозные распри, межнациональные столкновения ≈ это только нарушение божественного промысла. Глаза, сердце, душа даны, чтобы любить и понимать друг друга.

Татьяна Ковальская.
╚Восточно-Сибирская правда╩, 2000, 26 октября.