НОВАЯ ВЫСТАВКА МАРИНЫ СВИНИНОЙ

╚Такого неординарного открытия выставки мы еще не видели╩, - смеялись друзья, пришедшие на новую выставку Марины Свининой, открывшуюся в Доме-музее Рогаля 14 февраля. Зрители застали Марину в рабочей одежде, старательно что-то подкрашивавшую и поправлявшую на фотографиях. Уже потом Марина заметила, что, ╚поскольку на фотографиях мои друзья, то, наверное, это и подстроило ситуацию, с одной стороны √ нелепую, с другой √ очень доверительную,  позволив зрителям оказаться на творческой кухне╩.

Новая работа фотохудожницы ≈ ╚Друзей моих прекрасные черты╩ посвящена портретам близких Марине людей. ╚С ними я провела многие годы, все они были моими творческими спутниками и моей жизнью. С кем-то я познакомилась еще в детстве, другие пришли в юности. Кого-то уже нет с нами. Но это мой свет и мое существование╩, ≈ говорит фотохудожница.

На выставке собраны фотографические работы, первые из которых сделаны еще в 1984 году. На портретах Марины Свининой ≈ художественная, театральная и литературная элита Иркутска: Анатолий Кобенков, Алексей Шманов, Владимир Соколов, Николай Башарин, Виктор Егунов и другие не менее известные личности. Портреты Свининой имеют уникальную особенность: они поразительно похожи на своих прототипов и чуть-чуть ≈ на саму Марину. Художественная воля Свининой трансформирует портрет в произведение искусства. Так случилось с портретом Евгения Евтушенко: ╚Я много фотографировала Евтушенко. Фотографировала таким, каким он был, каким я его видела тогда. На одной из первых фотографий, которые я показывала в 1997 году, он походил на куклу-Петрушку, которую одевают на руку  и показывают из-за ширмы. Вторая серия фотографий Евтушенко была очень ╚язвительной╩. И вот только теперь он вышел у меня серьезным. Видимо, что-то изменилось и в нем, и во мне╩.

По словам художницы, серия портретов ≈ это попытка остановить стремительное течение времени, оглянуться назад: ╚Для меня сейчас наступило такое время, когда нужно в одно краткое мгновение охватить всю прошлую жизнь. Во всех духовных практиках есть понятие переосмысления прошлой жизни. Чтобы двигаться вперед, надо оглянуться назад и оценить прошедшее. Эта выставка, может быть, и есть попытка такой духовной переоценки╩.

Еще одна заветная мечта Марины Свининой ≈ цветная выставка о театральных актерах России: Михаиле Козакове, Лие Ахеджаковой, Михаиле Боярском...

Светлана Жартун.
╚СМ-Номер один╩, 2002, ╧35, 22 февраля.