АУРА ДОЛЖНА БЫТЬ ЧИСТА

Фотовыставка Марины Свининой, прошедшая в феврале-марте в Иркутске, ретроспективна. Портреты людей искусства, сделанные в разное время, словно подсвечены легкой ностальгией по минувшему, тем более, что ╚иных уж нет, а те далече╩. Кое-какие работы присутствовали в экспозиции почти десятилетней давности, многие были выставлены впервые. Захотелось спросить у автора, что значат для нее эти портреты, почему возникла потребность вернуться в прошлое. Но беседа началась довольно неожиданно и задела те стороны жизни и творчества, о которых говорить мы привыкли с оттенком то ли иронии, то ли настороженности. Хотя в последнее время тема и стала общедоступной.

≈ Марина, сейчас только ленивый не фотографирует. Но щелканье ╚мыльницы╩ слишком далеко от момента художественной фотографии. Снимки в альбомах любителей какие-то полуживые, словно лишены ауры. В чем тут дело?

≈ Момент художественности в фотографии (я в данном случае основываюсь на собственном опыте) связан со способностью к ясновидению. Художник, который способен на такие вещи, в принципе, равен магу в хорошем, чистом смысле. Аура его должна быть чиста, и он должен иметь способность переключаться с обычного трехмерного мира, в другое ≈ резонансное - состояние. Может, где-то активизировать аурическую, духовную сторону человека, которого снимает.

≈ И многих, из представленных в нынешней экспозиции, тебе пришлось активизировать?

≈ Последняя выставка взята из архива, и она меня немножко раздражает недостаточной проявленностью как раз той стороны человеческого сознания, о которой мы говорим. В тот период времени, к которому относятся все отснятые портреты, способность к ясновидению во мне только формировалась и все сьемки были для меня учебным процессом. Можно просто видеть √ вот то-то и то-то есть основное содержание человека. Не важно какой оно носит характер √ созидательный или разрушительный. И констатировать факт видения без какой-либо попытки вмешательства. Можно стремиться ЗНАТЬ √ где есть созидательный центр в человеке, сколь он полон и как с ним общаться. А поскольку сейчас я стала обращать на это больше внимания, то стремлюсь к тому, чтобы мой энергетический центр был гораздо сильнее, ярче, чем у любого, с кем я встречаюсь во время съемок. Чтобы просто мое присутствие активизировало в человеке его энергетический центр. Тогда и проявляется через фотографию суть того, с кем работаешь. Кто-то называет это ╚божественной╩ сутью, содержанием человека. О которой он может и сам не догадываться.

≈ То есть, если я правильно понял, ты сейчас целенаправленно занимаешься какой-то эзотерической системой? И чего ради?

≈ Да, занимаюсь. А ради чего? Вот смотри. В кастанедовской системе существуют такие понятия, как ╚тональ╩ и ╚нагваль╩. Тональ ≈ все, что относится к нашему миру, вплоть до понятия ╚Бог╩, все, что мы можем определить каким-то образом, назвать, выстроить в систему. Нагваль - то, что вообще не поддается определению. Расширение сознания может идти только в сторону Нагваля. Тональ разрастается и дополняется за счет попыток описать неописуемое. И это, как неоднократно повторял Карлосу Кастанеде его учитель, √ только вопрос энергии. Я накапливаю энергию для того, чтобы вырвать свое осознание из стандартных рамок. Я накапливаю энергию для того, чтобы знать как можно не навредить другому √ будь то человек, растение, животное или явление природы.

≈ Почему именно Кастанеда? Это как-то далеко от нас┘

≈ Практика, которую он дает в своих книгах, это шаманизм. А мы живем на территории, где идет глубокое по историческому, духовному и так далее срезу, проявление шаманистских традиций. Те духовные силы, энергии, которые действуют на территории Сибири, гораздо древнее нас.

≈ Об этом культурном срезе я как-то не подумал. Значит, назад - к шаманам?

≈ Человек становится шаманом, начинает практически учиться чему-то только после того, как изменение сознания в нем, как в человеке, произведут духовные силы. Мне не на один раз пришлось проанализировать свои ╚бессознательные╩ ощущения, чтобы понять, что с шести-семилетнего возраста ╚духи╩ меня инициируют. А ту встряску, которую мне устроили пять лет назад , мне до сих пор приходится разгадывать.

 Весной 1997 года огонь кундалини воспламенил мою ауру так, как об этом может только мечтать йог, всю жизнь посвятивший себя медитации. Я ходила в этом состоянии семь дней, пролистывая и с невероятной ясностью заново переживая свою жизнь. Очень много гуляла, записывала по вечерам мысли, приходящие в голову. На седьмой день, когда я оказалась на площадке музыкального театра, раскаленная аура на мгновение окаменела. Затем мощный всплеск энергии обрушился на меня сверху, разбивая окаменелость, и над моей головой раздался голос: ╚Нет прошлого┘╩. Через несколько минут второй всплеск: ╚Нет имени┘╩. И третий┘Что-то тянуло меня кверху за невидимые глазу нити. И я превращалась в воздушный шарик, теряющий плотность и ни на что не опирающийся на земле┘ Практически, - это было состояние перерождения. Затем началась масса подобных вещей. Тело и душа казалось связаны между собой очень тонкой ниточкой, которая вот-вот готова порваться┘ Голова раскалывалась от прилива энергии, а спина √ от взрывов кундалини┘Причем, у меня ничему не было объяснений. И не у кого спросить. Пришлось прочитать много научной, эзотерической литературы, в том числе по шаманизму.

≈ Приблизительно в то время у тебя была выставка, как бы это сказать, природной абстракции. Эти события как-то связаны?

≈ Да это был момент, который совпал с перерождением. Первую вещь я просто выкопала из архива, а потом уже начала что-то складывать. ╚Метафорами╩ я, наверное, просто обескуражила всех. Это была совершенно нахальная выставка, большая часть которой состояла из микрофрагментов реальности: фрагментов штукатурки, краски, ржавчины, лужи - причем, совершенно бессюжетных. И это снималось после того, как с меня сдернули шелуху. Что делает обычно человек, когда чувствует, что он потерял ориентацию, стал невесомым и летает? Он начинает хвататься за все тяжелое, твердое, набивает свои карманы камнями, чтобы перестать быть воздушным шариком. Я оказалась ничем не умнее других. И стала хвататься за уже отброшенную шелуху, как за что-то стоящее, и только потому, что другой системы ориентации, другого способа восприятия, осознания я представить себе еще не могла. Тогда я и сделала эту сумасшедшую серию, которая в архивном варианте подписана ╚Фрагменты. Тарковский╩. Она очень напоминает по использованному материалу его ╚Сталкера╩ .

Этот хаос почему-то в восторг вводит поэтов. Они находят в фотографиях энергетический центр, на который мгновенно реагируют. Цикл стихов к ним написал Анатолий Кобенков и назвал совместное произведение ╚ФотоТора╩.

≈ ╚Метафоры╩ я запомнил не столько зрительно, сколько на уровне каких-то медитативных ощущений. Поэты на такие вещи реагируют чутко, обычные люди - проскакивают. Но вернемся к нынешней выставке. Это какое-то возвращение к себе, к истокам вообще?

≈ Совершенно правильно. Это традиции, которым учили мексиканские толтеки Кастанеду. Когда тебе нужно очень много энергии, нужна целостность, то единственное, где можно взять энергию √ восстановить ее из своей жизни через ╚перепросмотр╩ всех событий, всех встреч. А поскольку весь мой архив за двадцать пять лет работы впервые оказался у меня в одном месте, прямо перед глазами, и его когда-то надо разобрать и привести в порядок, то мне ничего не остается, как только заниматься ╚перепросмотром╩.

≈ Не было ощущения, как у Вознесенского: ╚Не возвращайтесь к былым возлюбленным, былых возлюбленных на свете нет╩╩. Я так понимаю, ты любишь своих персонажей?

≈ Было. Но я в принципе не привязываюсь к людям. Я очень часто в своей жизни уходила бесследно. Даже от самых близких друзей. Просто приходила пора уйти. А люди привыкли, что если они один раз поговорили, значит, надо надоедать друг другу каждый вечер.

≈ Ну, это вроде как традиция, в которую мы вляпываемся и, бывает, намертво.

≈ Да, вляпываемся┘Это одна из тех ям, в которую попадают в определенный момент художники. Для меня это визуально страшная яма, потому что в нее попал когда-то на моих глазах Боря Десяткнн. До какого момента никому не нужный и никому не известный, он, как только получил мастерскую и сделал выставку, тоже ╚вляпался╩. Все начали дружить, поить, отнимать энергию, время... Во мне изначально эти вещи гораздо жестче выстроены.

≈ Его портрет на выставке овеян печалью... Как вообще снимались эти работы - спонтанно, постановочно?

≈ Преднамеренных съ╦мок очень немного. Совершенно конкретной была работа с Леной Сысоевой - на несколько часов. Это был ее заказ. И снимок выбран из очень большого количества негативов. Кокории, Соколов и Мокшанов работали вместе над спектаклем ╚Моцарт и Сальери╩ в 1994 году. Не каждый день встретишь Кокорина в смокинге и с ╚бабочкой╩, Володю Соколова я снимаю с неизвестной периодичностью уже много лет и всегда сложно выбрать √ какой из его портретов представить на выставку. Портрет Бориса √ это репортажный кадр, сделанный в Доме Творчества на Байкале. Там же снимала Анатолия Костовского.

≈ Это из принципа ╚лови момент╩...

≈ Да. Если внутреннее зрение на что-то обратило внимание, то ему следует доверять и снимать не раздумывая. Наверное, то же самое было с Александром Сокольниковым. Он просто шел по улице, зашел ко мне в мастерскую, попросил сделать несколько кадров. Негативы легли в архив и не разу не были отпечатаны вплоть до этой выставки. Я перебрала все снимки, которые когда-либо с него делала и только когда в ванночке увидела эту фотографию, поняла на сколько она очаровательна. Он мне напоминает лист лопуха, прижавшийся к дому. Я уже не вижу его как портрет, а именно как образ... В моем архиве много подобного материала, который ждет своего часа.

И негатив с Новиковой я опять же нашла перед тем, как делать выставку.

≈ У фотографии Новиковой, я бы сказал, какая-то трагическая аура.

≈ Это то, о чем писала Ахматова: ╚Когда человек умирает, изменяются его портреты╩. И их не всегда приятно печатать. И приходится себя уговаривать: ╚это надо сделать, через это надо пройти╩.

≈ Эта экспозиция из Иркутска поедет в Ангарск. У твоих выставок долгая жизнь?

≈ Долгая и очень активная, я сделала это своего рода профессией. Если говорить о нынешней, у меня изначально возникла мысль выставить коллекцию живописи и графики, которая у меня ненароком накопилась, в основном, иркутских и питерских художников, вместе с их портретами. Но в Иркутске это не получилось. Ангарск же в выставочном зале примет выставку целиком, вместе с живописью и графикой.

А вообще, у каждой выставки свои гастроли. Самая длинная дорога была у коллекции ╚Сонаты в переулках╩: около 20 выставок ≈ от Иркутска, Новосибирска до Финляндии и Мюнхена...

≈ О следующей выставке уже думаешь, или ждешь, когда эта отгастролирует?

≈ У меня на стенке целый ╚иконостас╩ московских актеров и сцены из спектаклей. Они отсняты в Иркутске за два сезона - в 1996-97 годах. И следующая выставка полностью посвящена театру.

≈ Актеров, больших, хороших, снимать проще?

≈ Пожалуй, да, потому что они умеют управлять своей энергетикой. Они, как марионетку запускают свое тело, когда находятся на сцене. И наблюдают одновременно (дух в состоянии двоиться) за собой. Лицом к лицу я снимала их мало.. Стараюсь не прерывать тот творческий акт, который идет в этот момент в актере. Он ведь работает не своими энергетическими телами, а вымышленной субстанцией своего героя...

≈ По сути, мыслеформой?

≈ Да, он работает мыслеформой. И она замещает в нем его собственную структуру и энергетику. И всегда надо быть достаточно тактичным и осторожным, чтобы у человека не порвалась связь со своими, временно отступившими с места, энергетическими полями.

≈ А с правом на фотографию проблем не возникает? Может, кто-то не хочет висеть на выставке в таком виде или попасть в альбом?

≈ Альбомчик┘ Была бы возможность издавать альбомы, я бы, может, и перестала мотаться по свету. А на счет прав. Я в этом смысле достаточно щепетильна. У меня же в коллекции все звезды российской эстрады, порядка 30-40 портретов. Турами приезжали, на выборы... Я считаю, что право на использование этих лиц отложено на неопределенное время (оно принадлежит им). Что касается близких людей, постановочных вещей, там, наверное, просто: я прошу поиграть в мою игру, и зачастую ребята себя не ассоциируют с теми ролями, которые они для меня сыграли. И вопросов: ╚Чего ты меня выставил?╩ - не возникает. А так всегда что-то оговаривается. Не письменным договором, но оговаривается: для чего я это делаю, что с этим будет дальше...

≈ А как ты относишься к своим фотоизображениям, сделанным другими?

≈ Недоверчиво. И к фотографиям и к изображению в зеркале. Потому что совершенно себя не ассоциирую с чем-то физическим и определенным. В этом смысле вообще странно, что я занимаюсь фотографией, и пытаюсь кого-то и что-то интерпретировать через физическое проявление.

Беседовал Сергей Корбут.
Газета ╚КУЛЬТУРА╩, ╧ 1, апрель 2002г., с.14.